Современную Розетту стоит посетить не только ради знаменитого камня, копию которого можно увидеть, попав в форт Кайтбей - уменьшенный вариант одноименной крепости в Александрии. Там сохранились действительно редкие постройки времен османского владычества, которыми жители гордятся ничуть не меньше, чем находкой французов. Кроме того, даже по египетским меркам Рашид - место весьма живописное: впадающий в Средиземное море Розеттский рукав Нила, невысокие светлые строения по берегам реки на фоне зелени финиковых пальм и огненных цветков акаций. Лучший способ оценить окружающее великолепие: прокатиться по реке на моторной лодке-"фелюге".
Путешествуя по городу в сопровождении гида, стоит запастись терпением. В Розетте сохранилось множество построек 18-19 веков, в основном, домов состоятельных горожан и мечетей - всего чуть больше тридцати строений, из которых вам покажут как минимум пять-шесть. Это солидные каменные здания, часто трехэтажные, что по тем временам было редкостью.
Снаружи дома выглядят вполне обычно, если не считать пестрой черно-красной кирпичной кладки. Внутри же возникает странное ощущение "искривленного пространства": нет ни одной ровной линии, стены и потолок сходятся отнюдь не под прямыми углами. Объясняется эта странность вполне рационально. При сооружении высоких домов изобретательные архитекторы-турки в качестве несущей конструкции использовали колонну, которую помещали в центре здания. Пространство вокруг колонны сооружали по принципу "воронки": все горизонтальные линии шли под небольшим углом к центральной вертикали, что и обеспечивало устойчивость строения. Существовала также не менее изощренная схема вентиляции помещений и подачи воды.
Из внутреннего убранства привлекают внимание машрабии: встроенные в стену деревянные перегородки, соединявшие нижний "мужской" и верхний "женский" этажи. Их изготавливали из ливанского кедра и украшали сложной резьбой. В качестве декоративного элемента использовали потолочную мозаику, выложенную слоновой костью, перламутром и крашеным деревом, и геометрические орнаменты из цветного стекла на окнах. Несколько реже встречаются росписи цветочными орнаментами: дань турецкой национальной традиции. Все это прекрасно сохранилось до сих пор, только краски слегка потускнели под слоем пыли.
Еще одна гордость Розетты - старинная публичная баня, служившая для жителей города чем-то вроде "светского клуба". Первые бани появились в Египте во времена римского владычества, уже тогда существовало несколько их видов: сауны, паровые и массажные бани. В розеттской версии основные элементы - фонтан, душевые и паровые комнаты - вполне традиционны. Неожиданно выглядят куполообразные своды крыши, в которых проделаны небольшие круглые отверстия со вставленными в них цветными стеклами - единственными красочными пятнами в абсолютно белых внутренних помещениях бани.
Из 12 городских мечетей стоит выбрать для осмотра те, что "постарше" - например, мечеть Али аль-Махалли начала 18 века. По уверениям гида, она вмещает чуть ли не девять тысяч молящихся. Здание поддерживают 99 колонн разной формы из мрамора или известняка: в строительстве широко использовались фрагменты уцелевших римских построек.
Чтобы увидеть копию Розеттского камня, придется выехать за городскую черту, в крепость Кайтбей. Она сооружена на месте бывшего форта Сен-Жюльен, где во время раскопок и был найден камень - плита из чрезвычайно твердого черного базальта высотой около 90 см с выбитым на ней текстом указа, изданного жрецами Мемфиса в 196 году до н.э. В благодарность за благодеяния, оказанные царем Птолемеем V Эпифаном храмам города, жрецы объявили об "умножении почетных прав, предоставляемых в египетских святилищах царю и его предкам". Сам Розеттский камень после капитуляции Наполеона был передан победителям-англичанам, и с 1802 года он экспонируется в Британском музее. С историей дешифровки текста лучше ознакомиться самостоятельно: гиды не утруждают себя лингвистическими деталями.
После первых десятилетий 19 века в Розетте уже не велось строительства с прежним размахом. Благодаря стараниям султана Мухаммеда Али центр морской торговли переместился на запад: в Александрию, и Рашид постепенно ушел в тень, довольствуясь рыбным промыслом и выращиванием риса и фиников. Но "туристический хлеб" Розетте, видимо, обеспечен надолго - благодаря любителям лингвистики, средневековой архитектуры и морских пейзажей.
Комментарии: (0) Рейтинг:
Пока комментариев нет