Долгое время главной в Цитадели была мечеть султана Ан-Насра Мухаммеда (нач. 14в.). На вид она невелика, но может вместить до 5 тыс. молящихся. Как и у большинства средневековых каирских мечетей, у нее нет центральной крыши - только навесы-аркады вдоль стен. Навес, поддерживаемый колоннадой, шире в передней части мечети, где находится молитвенная ниша - михраб, богато украшенная резьбой по камню и инкрустацией. Мечеть отделана камнем двух цветов, что в Каире встречается редко, но главная ее архитектурная особенность - минареты. Они выложены цветными фаянсовыми изразцами. Такого нет ни в одной другой мечети города. Проектировал мечеть Ан-Насра архитектор из иранского города Тебриз, где в ту пору изразцы были в моде.
В дальней части Цитадели расположена мечеть Сулеймана Паши. Она построена (1528) вскоре после османского завоевания Египта, в традиционном турецком стиле — с крытым молельным залом и остроконечным минаретом. Мечеть невелика, но богато декорирована. Особенно красив инкрустированный михраб.
На самом высоком месте в Цитадели стоит мечеть Мухаммеда Али (1830-1848). Она построена в османском стиле и в значительной мере копирует знаменитую мечеть Ахмедие в Стамбуле. Два высоких остроконечных минарета в ясную погоду видны почти из любой точки Каира.
Мечеть Мухаммеда Али — грандиозное сооружение. Молитвенный зал представляет собой квадрат со стороной более 40 м, высота купола - 52 м. В окнах - цветные витражи. Мечеть богато декорирована. Ее внутреннее помещение примерно до половины покрыто алебастровыми плитами, за что мечеть получила название Алебастровой. При входе в мечеть справа в отгороженном помещении находится гробница Мухаммеда Али - великого реформатора, правившего в 1805—1848 гг. и сыгравшего большую роль в истории Египта.
В просторном дворе мечети есть фонтан для омовения. На противоположной зданию стене построена украшенная узорами металлическая башня с часами. Их подарил Мухаммеду Али в 1845 г. французский король Луи-Филипп.
В Цитадели расположено несколько музеев. Рядом с мечетью Мухаммеда Али - музей полиции. Во внутренней части Цитадели, отделенной стенами с воротами, находится обширный военный музей. Справа от него небольшой павильон, в котором устроен музей царских экипажей. За ним еще один павильон, последнее и весьма любопытное дополнение к экспозициям Цитадели - музей вещественных доказательств (Матхаф аль-мадбутат). Это собрание древностей, конфискованных полицией у контрабандистов и фигурировавших в качестве вещественных доказательств во время судебных процессов.
Законы Египта запрещают частным лицам торговать древностями. Но спрос на них на мировых рынках стабильно высок, и иные египтяне поддаются соблазну незаконно, но хорошо заработать. Источники контрабандных древностей - это, как правило, самодеятельные раскопки. Причем за границу пытаются переправив предметы представляющие все периоды египетской истории. Поэтому у полиции накопилась любопытная коллекция, своего рода музей египетской цивилизации в миниатюре.
Цитадель знаменита также, смотровой площадкой, куда можно пройти через территорию музея полиции. Оттуда открывается замечательный вид на Каир. Город обычно подернут дымкой, но и за ней можно увидеть Каирскую башню, различить вдали великие пирамиды Гизы.
Под смотровой площадкой стоят две внушительных размеров мечети султана Хасана и Рифаи. Чтобы осмотреть их изнутри, нужно выйти из Цитадели и, постепенно спускаясь вниз, обогнуть ее слева. Левая мечеть - султана Хасана (1356-1363). Это Религиозный комплекс. Ее каменные стены тянутся на 150 м, их высота - 40 м, а высота здания вместе с куполом - 69 м. Там располагались школа-медресе, больница и мавзолей султана.
По замыслу архитектора мечеть должна была располагать четырьмя минаретами. Однако в 1360 г. один из трех уже построенных рухнул, похоронив под обломками 300 детей, занимавшихся в соседней школе. Султан расценил происшествие как дурной знак. Он запретил восстанавливать третий минарет и строить четвертый. Через месяц после трагедии Хасана убили, причем тело его осталось в руках убийц. Так что его не похоронили в мавзолее, который султан строил для себя. Там покоятся два его брата.
В плане мечеть крестообразной формы. Это хорошо видно, когда находишься внутри. В четырех айванах (сводчатых лоджиях) занимались дети, изучавшие четыре направления теологии, признающихся суннитской ветвью ислама. Стоящая рядом мечеть Рифаи (1869-1905) на 500 лет моложе. Архитектор стремился создать ансамбль из двух мечетей и избрал стиль XTV в. Смерть архитектора надолго прервала строительство, и возведение мечети закончили лишь в начале XX в. Она стала усыпальницей королевской династии Мухаммеда Али. По своей внутренней отделке эта мечеть одна из самых богатых в Каире. Там . же похоронен последний шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви, свергнутый в 1979 г. и скончавшийся через год в изгнании в Каире.
Если встать на площади напротив мечетей и спиной к Цитадели, то слева от мечети султана Хасана под углом находится ул. Салиба (Saliba St.). Она ведет к одной из интереснейших мечетей Каира - ибн Тулуна. Ее просторный двор и небольшой спиралевидный минарет видны со смотровой площадки Цитадели.
Мечеть ибн Тулуна (877-879) - вторая по древности на территории современного Каира после мечети Амра ибн аль-Ааса. Она построена еще до основания собственно Каира на окраине бывшей тогда столицы Египта - Фостата. Правитель страны ибн Тулун вырос в Самарре, на территории современного Ирака, и при постройке мечети его архитектор использовал иракские традиции. Минарет мечети, единственный в своем роде в стране, сделан спиралевидной формы. Мечеть ибн Тулуна по своей архитектуре ничем не отличается от большинства средневековых каирских мечетей. В плане это прямоугольник размером 140x122 м. С трех сторон мечеть обнесена двойной стеной, построенной для обороны и защиты от пожара. Навесы-аркады декорированы резьбой. В середине открытого двора фонтан для омовения.
Султан Ладжин, укрывавшийся в мечети во время дворцовых междоусобиц, в 1296 г. отреставрировал ее. Он надстроил минарет, завершив его восьмигранником, характерным для мамлюкского стиля в архитектуре. В работах принимали участие мастера из Андалузии. Зубцы на стенах мечети выполнены в виде стилизованных фигурок. По одной версии, они похожи на идолов, которым поклонялись в доисламские времена тюркские племена, и ибн Тулун, отдавая дань традиционным верованиям своего племени, приказал сделать такие фигурки, чтобы они отгоняли злых духов от мечети. По другой версии фигурки символизируют воинов и также были сделаны как своего рода оберег.
Комментарии: (0) Рейтинг:
Пока комментариев нет