»Достопримечательности / Луксорский храм
»
  http://panoramabungalows.com/page.php?id=223

Автор: , Отправлено: 2009-09-22 20:25.
Луксорский храм, посвященный, как и комплекс в Карнаке, Амону-Ра, Мут и Хонсу и поныне потрясает путешественника неповторимым изяществом своих колоннад и грандиозностью царских колоссов.

В 16 в. до н.э. царица Хатшепсут и ее преемник Тутмос III воздвигли здесь небольшое святилище, которое посещали священные ладьи со статуями фиванских божеств во время грандиозного праздника Опет. Спустя двести лет при фараоне Аменхотепе III скромное святилище было расширено под руководством великого архитектора Аменхотепа сына Хапу. Отныне в храм проходили через великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в форме связок папируса, соединявшийся с большим открытым двором, обнесенный портиками, колонны которых также имитировали пучки священного тростника, геральдического растения Нижнего Египта. В глубине вестибюля находился вход в святилище храма, в которое по традиции проникали через несколько небольших культовых помещений.

К северной части двора примыкала грандиозная процессионная колоннада. Ее четырнадцать окаменевших «стеблей» папируса, увенчанные распустившимися цветами - капителями возносятся на высоту 20 метров и словно вонзаются в иссиня-лазуритовое небо. На сохранившихся лишь на треть стенах колоннады сохранились замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона Опет: центральное место здесь занимают священные ладьи богов, которые сопровождают жрецы и музыканты, веселящийся народ, процессии священных животных, и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет Ресет Амон - «Южный гарем Амона».

В царствование Рамсеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим двором, окруженный 74 колоннами, между которыми стояли грандиозные статуи фараона. Одна из них, изображающая Рамсеса сидящим на престоле в древности называлась «Солнце властителей стран иноземных»; у ноги владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура царицы Нефертари, любимой супруги царя.

Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II, удачное расположение которых показывает большое внимание зодчего к фасаду: две средние статуи были выполнены из черного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные - по две у каждого края пилона - были выполнены из розового гранита и изображали Рамсеса стоящим.

Композицию завершали два огромных обелиска, один из которых был вывезен из Египта в XIX веке и находится на площади Согласия в Париже. Строительными работами в Луксоре руководил зодчий Бакенхонсу: «... Говорит он (Бакенхонсу): «Я выполнил работы прекрасные в доме Амона, так как был начальником работ моего господина... Я воздвиг там обелиски из гранита, красота которых достигает небес... Стена храма была построена из камня как нигде в Фивах, был он снабжен водой, наполнены деревьями сады его. Я сделал великие двойные двери из электрума... Я установил в священном дворе перед этим храмом флагштоки великолепные...»

Среди коридоров и залов Луксорского храма, богато отделанных рельефами, кое-где еще сохранившими первоначальную раскраску, особенный интерес вызывает маммизи - помещение, на стенах которого запечатлена легенда о рождении фараонов от божественного брака земных цариц и «владыки небес» Амона-Ра.

Как гласит легенда, Амон-Ра решил избрать себе в жены самую красивую женщину на земле. Сама богиня любви Хатхор, отправившись на землю и увидев всех красавиц, избрала для царя богов прекрасную Мутемуйу, женщину, которая оказалась египетской царицей, супругой фараона Тутмоса IV. Амон явился к царице, приняв облик ее мужа, и лишь по аромату ладана и мирры, исходившему от божества, царица догадалась, кто перед ней. Под охраной богинь Нейт и Селкет, Амон и царица провели на небесном ложе ночь любви, во время которой было зачато дитя - будущий фараон Аменхотеп III. Тем временем бог Хнум создал на гончарном круге ребенка и его «жизненную силу» Ка, а благая Хатхор вложила в них дыхание жизни. Ибисоголовый бог Тот явился царице и сообщил ей благую весть: в ее чреве - сын бога. Прошел положенный срок, и Хатхор с Хнумом привели Мутемуйу в зал рождений. Здесь, на огромном ложе установлены кирпичи для родов. Богиня родов Месхенет, которую символизируют эти кирпичи, трансформируется в четырех великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Рядом установлен престол, на котором сидит царица, только что передавшая в заботливые руки богинь новорожденное дитя и его Ка. Под ложем стоят на страже боги-охранители материнства Бес и Таурт, духи Верхнего и Нижнего Египта, божества миллионов лет жизни и царствования. Под звуки систров Семь Хатхор, богини судьбы, предвещают младенцу многие годы жизни в счастье и благополучии.

Хатхор и Мут подносят маленького Аменхотепа его небесному отцу и бог Амон целует его, взяв на руки и объявляя «сыном своим от плоти своей». Ребенка передают богиням-кормилицам; в то время как Селкет ухаживает за утомленной царицей Мутемуйей, великие коровы Сехатхор и Хесат кормят божественного младенца своим священным молоком, которое даже царь имеет право испить только три раза: при рождении, во время коронации и после смерти, обретая жизнь, царственность и возрождение. По личному приказу Амона Сешат, богиня письма и счета, в присутствии Хнума и бога магии Хека записывает каламом имя нового сына бога в храмовые свитки жизни.

От могучего пилона храма аллея сфинксов в древности вела к Карнаку. Эта аллея вскоре разделялась на две; правая из них сворачивала к храму Мут, а левая доходила до храма Хонсу. Таким образом, Луксор оказывался включенным в комплекс святилищ Карнака, которые благодаря связывающим их аллеям каменных стражей производят и сейчас небывалое впечатление единого гигантского архитектурного ансамбля, «города бога», которым когда-то были Фивы.

Несмотря на то, что в наши дни Луксорский храм со всех сторон «зажат» современным городом с его оживленными улицами, магазинчиками, отелями, святилище древних богов вновь и вновь потрясает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием. Колоссальные колонны, величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, таинственные иероглифы, высеченные в камне… Воображение населяет эти волнующие руины образами давно минувших веков и тысячелетий, которые, кажется, обретают новую жизнь каждый вечер с закатом солнца, когда с необычайным искусством подсвеченный храм, словно мираж возвышается над берегом Нила.